«Мужчин заставили рыть яму, а женщин… плясать»
Конан Зинаида Александровна

Зинаида Александровна Конан бережно хранит воспоминания своих старших соотечественников, друзей и знакомых, которых уже нет в живых. О событиях, которые пережили в годы войны, однажды поведали ей брат и сестра Гроховские из Вырицы. Николай и Нина подростками были узниками фашистского концлагеря. В беседах они не хотели вспоминать это страшное время. Боль пережитого и боль потерь Николай и Нина хранили в тайниках своей горькой памяти.
Делилась воспоминаниями и свекровь Зинаиды Александровны, которой в начале войны было 7 лет. Отец ее погиб на фронте, служил полковым поваром. А когда умерла и мать, она оказалась в детском доме. Но в тринадцать лет ее разыскали оставшиеся в живых родственники и вернули девочке семью и родной дом.
Из рассказов Рузи Павловны Козловской Зинаида Александровна запомнила, что войну она встретила пятилетним ребенком. В детской памяти сохранились отдельные фрагменты той жизни: как жили на окраине Петербурга, как прятались от бомбежек в огородах Ржевки-Пороховой и постоянно кочевали, а однажды, вернувшись домой, в подвале своего дома обнаружили горы складированных человеческих тел.
А сколько тайн хранит в себе Гатчинский лес… Зинаида Александровна поведала, как в 1941 году, согнав в лесной массив около 700 мирных жителей Гатчины, Пулково, Горелово (среди них были и представители цыганской национальности), мужчин заставили рыть яму, а женщин… плясать. Позже, поставив группы людей на краю рва, фашисты всех расстреляли. Засыпав землей тела, немцы охраняли место массового расстрела. Земля колыхалась и дышала, долго доносились стоны и крики. Тогда немцы танками сровняли землю...
Среди цыган долгое время ходила легенда, что эта кровью политая земля часто отзывалась живыми голосами. В 1990-х годах пожилая ромка Земфира рассказывала Зинаиде Александровне, что на реке Оредеж она слышала грустное цыганское пение, которое доносилось из-под земли.
В творчестве Зинаиды Александровны Конан, которая пишет стихи, переводит поэзию с цыганского и польского языков, тема войны и геноцида занимает важное место. Трагическое событие в Гатчинском лесу отразилось в ее скорбном реквиеме:
Гатчинский лес будто стена.
Только война пришла и сюда.
Нет и следа от мирных небес,
Гатчинский лес…
Дым от костров, песни и пляс
Вспомнит не раз тех,
Кто здесь жил
И не забыл ветхий покров старых шатров.
Отдан приказ: «Петь и плясать!
Яму копать самим себе!».
Глухи к мольбе…слезы из глаз,
«Помните нас…».
Из-под земли тягостный стон
Со всех сторон…
Мучитель танком по ним –
Мертвым, живым…
Вырытый ров сотни могил
Разом вместил.
Тлеют костры, пустые шатры,
Нет и следов от мертвецов…
Гатчинский лес…
Годы прошли…
Из-под земли, словно укор,
Мертвых цыган слышится хор.
Бескрайний (Проклятый у автора) бор прохладен, багров,
Склоняя ветви от буйных ветров,
В небо бездонное голос вознес:
«Помни Гатчинский лес,
Гатчинский лес…».